Блок цилиндров двигателя автомобиля KIA Sportage КИА Спортаж
Разборка и сборка блока цилиндров двигателя,
обслуживание компонентов
Демонтаж и установка коленчатого вала и шатунно-поршневых сборок может быть
произведен без снятия двигателя с автомобиля.
Разборка
Конструкция блока цилиндров. 1 — Крышка нижней головки шатуна
2 — Вкладыши шатунного подшипника
3 — Шатун с поршнем
4 — Поршневые кольца
5 — Стопорное кольцо
6 — Поршневой палец
7 — Крышки коренных подшипников
8 — Коленчатый вал
9 — Вкладыши коренных подшипников и упорные
полукольца
10 — Направляющий подшипник
11 — Маслораспылитель
12 — Литье блока ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Снимите двигатель (см. Раздел Снятие и установка двигателя).
Снимите головку цилиндров (см. Раздел Обслуживание головки цилиндров и
компонентов газораспределительного механизма).
Снимите масляный насос (см. Раздел Снятие и установка поддона картера).
Снимите поддон картера и маховик/приводной диск (см. Разделы Разборка и сборка
блока цилиндров, обслуживание компонентов и Снятие и установка маслоохладителя).
Снимите задний сальник с крышкой (см. Раздел Снятие и установка
маслораспылителей).
Выверните крепежные болты и снимите крышки коренных подшипников с сборе с
вкладышами.
Выверните крепежные болты и снимите крышку нижней головки первого шатуна в
сборе с вкладышем. Упритесь в головку шатуна рукояткой молотка и, толкая шатунно-
поршневую сборку вверх, извлеките ее из цилиндра.
Действуя в аналогичной манере, извлеките оставшиеся сборки.
С целью предотвращения путаницы при проверке состояния компонентов сразу же
установите на свои прежние места крышки шатунных и коренных подшипников
коленчатого вала в сборе с вкладышами и зафиксируйте их крепежными болтами.
При помощи инерционного съемника демонтируйте установленный в задней цапфе коленчатого вала направляющий подшипник.
Обслуживание
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Внимательно изучите состояние литья блока. Проверьте каждый цилиндр на наличие
трещин, задиров и прочих механических повреждений.
Действуя в манере, аналогичной описанной в Разделе
Обслуживание головки цилиндров и компонентов
газораспределительного механизма, оцените степень
нарушения плоскостности сопрягаемой с головкой
цилиндров поверхности блока. В случае
необходимости замените блок.
Восстановление плоскостности сопрягаемой поверхности блока путем ее
механической обработки ни в коем случае не допустимо! Задиры зеркал цилиндры могут быть проточены до соответствующего ремонтного
размера, в случае если такая обработка не представляется возможной, замените блок.
Измерьте диаметр каждого из цилиндров на трех
уровнях и двух направлениях, что позволит выявить
такие дефекты, как конусность и овальность.
Результаты запишите. Путем вычитания из
максимального результата минимального определите
степень износа цилиндра и, если она превышает
предельное допустимое значение (см. Спецификации
Главы Двигатель), цилиндры следует расточить до
ближайшего ремонтного размера. В заключение
зеркала цилиндров должны быть отхонингованы, -
действуйте в соответствии с инструкциями,
прилагаемыми к специальным хонинговочным
наборам. Специальным зенкером удалите ступенчатый износ цилиндров, оставляемый верхним
компрессионным кольцом в конце хода поршней.
Снимите стопорные кольца, извлеките поршневые пальцы и произведите демонтаж
поршней с шатунов.
Изучите состояние поршней, в случае выявления трещин, задиров и прочих
механических повреждений приготовьте замену.
Измерьте диаметр каждого поршня в направлении, перпендикулярном оси поршневого
пальца, и на удалении в 19 мм от нижнего среза юбки. Путем сравнения результата
измерения с величиной диаметра соответствующего цилиндра определите величину
посадочного люфта. Если люфт превышает предельное допустимое значение, замените
поршень, проточив цилиндр до ближайшего ремонтного размера.
1 — Контрольный размер
Одновременно с поршнем следует заменять также поршневые кольца (на
соответствующие ремонтного размера, - см. Спецификации Главы Двигатель).
Проверьте поршневые кольца на наличие признаков чрезмерного износа, трещин,
сколов и прочих механических повреждений. В случае необходимости произведите
замену.
Поочередно заправляя поршневые кольца в цилиндр и
проталкивая их днищем поршня в нижнюю часть
последнего (положение НМТ поршня), замерьте
величины зазоров в замках колец. Сравните
результаты измерений с требованиями Спецификаций
Главы Двигатель, в случае необходимости расточите
замки, либо замените кольца.
Измерьте величину люфта посадки колец в канавках поршней, в случае необходимости замените кольца/поршень.
1 — Верхнее компрессионное кольцо
2 — Второе компрессионное и маслосъемное кольца
Измерение следует производить в нескольких точках периметра канавки. С этого
момента кольца должны оставаться «привязанными» к своим
поршням/цилиндрам.
На специальном стенде поверьте шатуны на наличие
признаков изгиба и скручивания. При превышении
результатами измерений предельных допустимых
значений замените дефектные компоненты.
Путем измерения соответствующих диаметров поршневых пальцев и втулок верхних
головок шатунов определите люфты посадки пальцев во втулках. При превышении
результатами вычислений предельного допустимого значения произведите замену
изношенных втулок.
Выжимание втулки производится при помощи оправки диаметром 27 - 27.5 мм.
Перед запрессовкой смажьте новую втулку и шатун чистым двигательным маслом.
Проследите за правильностью совмещения смазочных отверстий. После запрессовки
разработайте втулку разверткой до номинального значения внутреннего диаметра.
Путем измерения соответствующих диаметров поршневых пальцев и втулок верхних
головок шатунов определите люфты посадки пальцев во втулках. При превышении
результатами вычислений предельного допустимого значения произведите замену
изношенных втулок.
Выжимание втулки производится при помощи оправки диаметром 27 - 27.5 мм.
Перед запрессовкой смажьте новую втулку и шатун чистым двигательным маслом.
Проследите за правильностью совмещения смазочных отверстий. После запрессовки
разработайте втулку разверткой до номинального значения внутреннего диаметра.
Запрессовывание и разработка втулки (2) верхней головки шатуна, -
проследите за правильностью совмещения масляных отверстий (1).
Внимательно изучите состояние коленчатого вала. Проверьте его корневые и шатунные
шейки на наличие задиров, следов перегрева и прочих механических повреждений.
Удостоверьтесь в отсутствии нарушений проходимости масляных отверстий.
Уложив вал в призмы, проверьте его на наличие
изгиба при помощи измерителя DTI.
Измерьте диаметры шеек, оцените величины их конусности и овальности. Если износ
шеек превышает предельное допустимое значение, проточите их под ближайший
ремонтный размер (не забудьте подобрать соответствующего размера ремонтные
вкладыши), либо замените вал.
Ни в коем случае не срезайте скругления шеек (см. иллюстрацию), -
минимальный допустимый радиус скругления составляет 2.6 ? 3 мм.
Изучите состояние вкладышей подшипников. В
случае выявления дефектов приготовьте сменный
комплект. Разложите вкладыши в порядке установки
их на двигатель. Блок цилиндров двигателя Сборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Перед началом сборки блока цилиндров двигателя удостоверьтесь в абсолютности чистоты всех компонентов.
Разогрейте поршень до температуры 50 ? 70 °С.
Смажьте шатунную втулку и отверстия в приливах
поршня чистым маслом, затем заправьте в поршень
одно из стопорных колец. Заведите шатун в поршень
и зафиксируйте его поршневым пальцем и установите
второе стопорное кольцо, - проследите за
правильностью расположения друг относительно
друга масляного отверстия на шатуне и метки «F» на
поршне. Действуя в аналогичной манере,
смонтируйте все шатунно-поршневые сборки.
Посадите на поршни подобранные ранее поршневые кольца: сначала в нижнюю канавку
поршня устанавливается расширитель маслосъемного кольца, затем заводятся его
рабочие секции. Далее, в оставшиеся канавки заправляются нижнее и верхнее
компрессионные кольца (не перепутайте кольца - они различаются по форме сечения), -
проследите за правильностью размещения колец.
1 — Идентификационная метка
2 — Поршневое кольцо
3 — Вверх
4 — Верхнее компрессионное кольцо
5 — Второе компрессионное кольцо
6 — Рабочая секция маслосъемного кольца
Кольца следует устанавливать помеченной литерой «Y» стороной вверх.
Разверните посаженные на поршни кольца замками в указанных направлениях.
1 — Верхнее кольцо и пружинный расширитель маслосъемного кольца
2 — Второе компрессионное кольцо
3 — Рабочие секции маслосъемного кольца
Аккуратно заправьте шатунно-поршневые сборки в свои цилиндры: стенки поршней и
зеркала цилиндров перед установкой следует смазать чистым двигательным маслом,
поршневые кольца обжать специальной оправкой; проталкивание поршней в цилиндры
лучше всего производить рукояткой молотка. Проследите, чтобы поршни были
установлены метками в виде литер «F» вперед по двигателю.
При возникновении сопротивления следует немедленно прекратить
проталкивание поршня, извлечь сборку и удостовериться в полноте удаления
ступенчатого износа в верхней части цилиндра!
Посадите в блок цилиндров маслораспылители и затяните болты их крепления с
требуемым усилием
(12 ? 18 Нм).
Тщательно протрите шейки коленчатого вала, спинки вкладышей коренных
подшипников и их постели в блоке, полностью удалив с них следы масла. Вложите
вкладыши и установите вал.
Еще раз протрите коренные шейки вала, уложите вдоль них калиброванную
пластмассовую проволоку из набора Plastigage для определения рабочих зазоров в
подшипниках скольжения.
Следите, чтобы проволока не укладывалась поверх масляных отверстий шеек!
Протрите спинки вкладышей подшипников и их постели в крышках, затем установите
последние, проследив за правильностью размещения и, действуя строго в определенном
порядке, затяните болты их крепления с требуемым усилием.