Система управления двигателем
Системы управления двигателем и снижения
токсичности отработавших газов
Общая информация
Бензиновые модели
Общие сведения
С целью снижения уровня эмиссии в атмосферу токсичных составляющих, попадающих в
состав отработавших газов двигателя в результате испарения и неполноты сгорания топлива, а
также для поддержания эффективности отдачи двигателя и снижения расхода топлива,
современные автомобили оснащаются оборудованы целым рядом специальных систем, которые
можно объединить под общим названием системы управления двигателем и снижения
токсичности отработавших газов.
Схема функционирования системы управления двигателем на бензиновых моделях (на
примере моделей, оборудованных передним каталитическим преобразователем) 1 — Э/м клапан продувки адсорбера
2 — Угольный адсорбер
3 — К ECM
4 — Корпус дросселя
5 — Регулятор давления топлива
6 — Топливная магистраль
7 — Топливные инжекторы
8 — Клапан PCV
9 — Катушки зажигания
10 — Датчик CMP
11 — Докаталитический подогреваемый лямбда-зонд
12 — Контрольный клапан
13 — Топливный фильтр
14 — Отделитель топливных испарений
15 — Воздухоочиститель
16 — Воздушная магистраль
17 — Датчик MAF
18 — Клапан IAC
19 — TPS
20 — Датчик ECT
21 — Датчик детонации (KS)
22 — Датчик CKP
23 — WU-TWC
24 — Посткаталитический подогреваемый лямбда-зонд
25 — Топливный насос
26 — Топливозаборник
27 — TWC
28 — Посткаталитический подогреваемый лямбда-зонд
29 — Датчик ускорений шасси (CAS) Комплектация систем зависит от марки, модели, года выпуска и региона, на чей рынок
автомобиль поставляется. Информация по типу и составу систем приведена на закрепленном
под капотом информационном ярлыке VECI.
В состав информационного ярлыка VECI входит также схема прокладки вакуумных
шлангов (бензиновые модели)
Схема расположения компонентов систем управления двигателем/снижения токсичности
отработавших газов на бензиновых моделях с двумя каталитическими преобразователями
1 — Датчик ускорений шасси (CAS)
2 — Э/м клапан продувки адсорбера EVAP
3 — Датчик положения дроссельных заслонок (TPS)
4 — Э/мотор системы стабилизации оборотов холостого
хода (IAC)
5 — Датчик положения распределительного вала (CMP)
6 — Датчик положения коленчатого вала (CKP)
7 — Датчик измерения массы воздуха (MAF)
8 — Диагностический разъем DLC
9 — Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)
10 — Датчик детонации (KS)
11 — Датчик температуры охлаждающей жидкости
двигателя (ECT)
12 — Топливная магистраль с инжекторами
13 — Угольный адсорбер
14 — Главный монтажный блок предохранителей/реле
15 — Докаталитический лямбда-зонд
16 — Передний трехфункциональный каталитический
преобразователь (TWC)
17 — Посткаталитический лямбда-зонд
18 — Задний TWC
19 — Модуль управления АТ (TCM), - только модели с АТ
20 — Модуль управления двигателем (ECM)
21 — Контрольная лампа отказов (MIL/Проверьте
двигатель)
22 — Диагностический разъем DLC системы OBD II
Примененная на рассматриваемых моделях система последовательного впрыска топлива (SFI)
попадает под классификацию многоточечных, с дозировкой по длительности управляющего
импульса, определяемой на основе информации, поставляемой термоанемометрическим
датчиком массы воздуха (MAF). Системы подачи воздуха и топлива функционируют совместно
с системой управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов, включающей в
свой состав множество информационных датчиков, и исполнительных устройств, непрерывно
обменивающихся данными с электронным модулем управления (ECM), координирующим
работу двигателя. Анализируя поставляемую датчиками информацию, ECM вычисляет
оптимальные для текущего момента значения угла опережения зажигания и длительности
управляющего импульса открывания инжекторов. На рассматриваемых в настоящем
Руководстве моделях, оборудованных двигателем DOHC эффективность распыления
впрыскиваемого топлива повышается за счет подкачки воздуха, подаваемого к инжекторам по
специально организованному отводу от впускного трубопровода. Мелкодисперсность
распыления не только повышает эффективность сгорания горючей смеси, но также позволяет
снизить уровень содержания токсичных составляющих в продуктах сгорания.
Базовый состав воздушно-топливной смеси формируется модулем управления на основании
данных, поступающих от датчика MAF, по которым ECM определяет количество всасываемого
в двигатель воздуха. Более точная дозировка осуществляется с учетом информации, о
температуре охлаждающей жидкости (датчик ECT), скорости движения автомобиля (VSS),
содержании кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд) и моментах выхода поршня первого
цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия (датчик положения распределительного вала -
CMP).
Непрерывно анализируя поступающую от датчиков информацию, ECM способен адекватно
реагировать на мельчайшие изменения условий функционирования двигателя, своевременно
производя соответствующие корректировки моментов и длительности впрыска топлива в
камеры сгорания, обеспечивая тем самым поддержание оптимального соотношения таких
рабочих параметров двигателя, как эффективность его отдачи и токсичность выхлопа.
Главной составляющей выбрасываемых двигателем в атмосферу отработавших газов является
азот (N2), однако в выхлопе любого двигателя внутреннего сгорания неизбежно присутствуют
также монооксид углерода (СО), углекислый газ (СО2), водяные пары (Н2О), кислород (О2),
окислы азота (NOх), водород (Н2), а также несгоревшие углеводороды (НС). Три из
перечисленных выше составляющих, а именно СО, NOх и НС, относятся к числу веществ,
активно загрязняющих окружающую среду, и именно их эмиссию в атмосферу призваны
контролировать подсистемы снижения токсичности отработавших газов, к числу которых
относятся:
Система улавливания топливных испарений (EVAP);
Система управляемой вентиляции картера (PCV);
Каталитический преобразователь(и);
Кондуктор заливной горловины топливного бака (под заправочный пистолет колонок раздачи неэтилированного бензина);
Система бортовой самодиагностики (OBD).