Система зажигания бензинового двигателя КИА Спортаж
Система зажигания бензинового двигателя автомобиля КИА Спортаж KIA Sportag
Система зажигания бензинового двигателя
Общая информация, меры безопасности
Общая информация
Система зажигания обеспечивает воспламенение подаваемой в камеры сгорания цилиндров
воздушно-топливной смеси. Для формирования искры требуемой интенсивности 12-вольтовое
напряжение бортового электропитания в преобразуется катушках зажигания в высоковольтное
(ВВ), - 30 000 В.
На рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях KIA Sportage используется электронная
система прямого зажигания (DIS), функционирующая под управлением ECM,
ориентирующегося на показания датчиков положений коленчатого (CKP) и распределительного
(CMP) валов.
Анализируя поступающую от датчиков информацию, ECM определяет момент готовности
каждого из цилиндров двигателя к воспламенению впрыскиваемой в него воздушно-топливной
смеси, - по команде ECM катушка вырабатывает ВВ напряжение, вызывающее пробой зазора
между электродами соответствующей свечи.
Катушки зажигания
На рассматриваемых в настоящем Руководстве оборудованных двигателем DOHC моделях
используются две катушки зажигания, установленные непосредственно над свечами зажигания
второго и четвертого цилиндров. При этом искрообразование по команде ЕСМ происходит в
одновременно двух цилиндрах, поршень одного из которых находится в конце такта сжатия,
другого - в конце выпускного такта, причем основное падение напряжения приходится на свечу
цилиндра, находящегося в такте сжатия ввиду значительно более высокого давления внутри
него. Мощность искрообразования во втором цилиндре будет минимальна (холостая искра),
обеспечивая при этом дожигание остающихся в камере сгорания молекул воздушно-топливной
смеси, что позволяет добиться более эффективного снижения токсичности отработавших газов.
Искрообразование происходит единовременно в цилиндрах 1/2 и 3/4.
Катушки в регулярном обслуживании не нуждаются и в случае выхода из строя подлежат
замене. Датчик положения распределительного вала (CMP)
Датчик установлен в задней части головки цилиндров и отслеживает положение
распределительного вала, выдавая соответствующую информацию на модуль управления.
Датчик положения коленчатого вала (CKP)
Датчик CKP закреплен на картере трансмиссии и определяет частоту вращения и положение
коленчатого вала путем отслеживания моментов прохождения мимо своего чувствительного
элемента рабочих выступов закрепленного на маховике/приводном диске зубчатого кольца.
Свечи зажигания
Свечи зажигания, при подаче на них ВВ напряжения от катушек, обеспечивают
искрообразование, вызываемое пробоем межэлектродного зазора, и приводящее к
воспламенению подаваемой в цилиндры воздушно-топливной смеси. Проверку состояния
свечей зажигания следует производить регулярно, в соответствии с Графиком текущего
обслуживания автомобиля (см. Главу Текущий уход и обслуживание).
Высоковольтная (ВВ) электропроводка
ВВ электропроводка используется для соединения катушек зажигания со свечами.
Периодически проверяйте состояние изоляции и контактных наконечников ВВ проводов.
Система защиты двигателя от детонации
Характерные для современных двигателей высокие степени сжатия, улучшающие топливную
экономичность, а также изменение качества используемого топлива увеличивают склонность
двигателя к детонации. При высоких степенях сжатия пределы детонации часто находятся
внутри установленного диапазона моментов зажигания (для минимального расхода топлива),
либо сдвинуты в сторону запаздывания. Средства защиты предотвращают детонационное
сгорание рабочей смеси при всех условиях функционирования двигателя. Датчик детонации (KS), закрепленный в соответствующем месте двигателя, реагирует на
возникающие при детонации высокочастотные колебания литья блока и трансформирует их в
электрические сигналы, поступающие на ECM.
Так называемое «измерительное окно» синхронизировано с вращением коленчатого вала, а для
выделения данных, характеризующих детонацию, используется полосовой фильтр. Входная
информация сравнивается с сигналами, получаемыми при сгорании смеси без детонации, после
чего ECM на нескольких тактах двигателя обеспечивает смещение момента зажигания в
сторону запаздывания, необходимое для исправления ситуации. Затем установка возвращается к
исходному оптимальному значению. Что особенно важно, смещение момента зажигания может
происходить индивидуально для каждого цилиндра двигателя, в то время как остальные
продолжают работать в штатном режиме.
Меры безопасности
При обслуживании систем прямого зажигания следует соблюдать особые меры
предосторожности:
Не прикасайтесь к электропроводке системы зажигания и не рассоединяйте ее контактные
разъемы при работающем двигателе/вращающемся стартере;
Не отсоединяйте батарею при работающем двигателе;
Рассоединение разъемов электропроводки датчиков и модулей управления производите
только после предварительного отсоединения аккумуляторной батареи;
Производите отсоединение/подсоединение электропроводки системы зажигания, а также
подключение/отключение любого диагностического и измерительного оборудования
только при выключенном зажигании;
Не допускайте к выполнению работ по обслуживанию электронной системой зажигания
людей с имплантированным кардиостимулятором;
Ни в коем случае не допускайте заземления контактных клемм катушек зажигания на
массу;
Не подсоединяйте контрольную лампу к клеммам катушек зажигания.