Пятиступенчатая коробка передач автомобиля КИА Спортедж KIA Sportage
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ Пятиступенчатая коробка передач Общая информация
Конструкция РКПП (1 из 2)
Конструкция РКПП пятиступенчатой коробки передач(2 из 2)
1 — Стопорное кольцо
2 — Упорная шайба
3 — Регулировочное кольцо
4 — Передний подшипник
5 — Сборка первичного (входного) вала
6 — Блокирующее кольцо синхронизатора
7 — Игольчатый подшипник
8 — Сухарь
9 — Шариковый фиксатор
10 — Пружина синхронизатора
11 — Ступица скользящей муфты
12 — Скользящая муфта синхронизатора
13 — Шестерня 3-й передачи
14 — Дистанционная шайба
15 — Внутренняя обойма
16 — Ролик
17 — Шестерня 2-й передачи
18 — Шестерня 1-й передачи
19 — Вторичный (главный) вал
20 — Шестерня задней передачи
21 — Шестерня 5-й передачи
22 — Регулировочная гайка
23 — Фиксирующее кольцо
24 — Упорная пластина
25 — Задний подшипник
26 — Болт с шайбой
27 — Держатель
28 — Промежуточный вал задней передачи
29 — Стопорная пластина
30 — Промежуточная шестерня задней передачи
31 — Наружная обойма
32 — Сборка контрприводного вала
На всех рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях, как заднеприводных (4х2), так и
полноприводных (4х4), при соответствующей комплектации устанавливается полностью
синхронизированная (включая заднюю передачу) 5-ступенчатая ручная коробка переключения
передач (РКПП) конструкции Getrag, обеспечивающая возможность включения пяти передних и
одной задней передач.
В коробке использовано четыре шестеренчатых вала: первичный (входной), вторичный
(главный), контрприводной и промежуточный задней передачи. Передний конец вторичного
вала введен в игольчатый подшипник, заправленный в заднюю цапфу первичного вала. При
выборе 4-й передачи ступица скользящей муфты синхронизатора обеспечивает
непосредственное механическое зацепление первичного и вторичного валов с передаточным
отношением 1:1. Таким образом, в постоянное редукторное зацепление с контрприводным
валом входят лишь пять геликоидальных шестерен первичного вала: первой, второй, третей,
пятой и задней передач.
Пять шестерен контрприводного вала являются неотъемлемой частью последнего и вращаются
вместе с ним, воспринимая крутящий момент от первичного вала. Введенные в постоянное
зацепление с контрприводным валом шестерни вторичного вала посажены на игольчатые
подшипники, что обеспечивает независимость их вращения до момента выбора
соответствующей передачи. Промежуточная шестерня задней передачи также посажена на
подшипник и имеет фиксированное положение на своем валу.
Установленный на сборке центральной консоли в салоне автомобиля рычаг переключения
передач подсоединен к управляющему штоку. Шток продет в верхнюю часть торцевой
поверхности задней секции картера РКПП и может быть введен в зацепление с одним из трех
помещающихся внутри картера оснащенных вилками штоков переключения. Вилки
переключения каждого из внутренних штоков, в свою очередь, введены в зацепление со
скользящими муфтами соответствующих синхронизаторов. Выбор передачи осуществляется
посредством смещения требуемой муфты своей вилкой в направлении шестерни
соответствующей передачи вторичного вала, при этом внутренняя зубчатая поверхность муфты
выполняет роль соединительного звена, сочленяющего шестерню с посаженной на шлицы вала
зубчатой ступицей синхронизатора.
Все компоненты коробки передач помещены в двухсекционный алюминиевый картер
вертикального сочленения, в переднюю секцию которого введены рычаг выключения сцепления
и датчик положения коленчатого вала (CKP), в задней секции на всех моделях помещается
датчик-выключатель огней заднего хода. К торцевой части задней секции картера РКПП
заднеприводных моделей приболчен корпус удлинения, на моделях 4 ?? 4 - картер раздаточной
коробки, на которых крепится датчик скорости движения автомобиля (VSS).
Ввиду сложности конструкции РКПП, отсутствия в свободной продаже необходимых сменных
внутренних компонентов и необходимости использования специального оборудования,
составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей самостоятельно
выполнять капитальный ремонт коробки передач. Ремонт РКПП в условиях мастерской
автосервиса является достаточно дорогостоящей операцией, в виду чего, имеет смысл
рассмотреть альтернативные варианты замены вышедшего из строя блока новым или
восстановленным. Любую полезную информацию по ремонту и замене трансмиссии можно
получить на фирменных СТО компании KIA.
Вне зависимости от выбранного способа устранения проблем (ремонт или замена),
самостоятельный демонтаж коробки с автомобиля позволит существенно сократить
материальные затраты.